Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

strelez

Магнитный меридиан, склонение, VOR ит.д в X-Plane...

Recommended Posts

Наверное, есть смысл рекомендовать при желании разобраться иметь под рукой лист бумаги, карандаш и ластик. И рисовать ...Оси с углами. Сразу станет ясно где какие углы :). И какой конец стрелки чего по какой шкале показывает.

А еще, думаю, стоит принять во внимание следующее:

1. Поскольку диаграмма направленности антены VOR представляет из себя восмерку, то на самом деле, VOR излучает не один, а два радиала.

2. При пролете над VOR радиал не меняется, меняется только флаг TO/FROM

3. В родных руководствах по VOR навигации есть правила, какой из радиалов следует выбрать (то есть даже не радиал, а пару: радиал+флаг TO/FROM) 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне тоже не понятно. То есть процитированая строчка как раз понятна, не понятно, почему у самолета, находяшемся на радиале 90 и летящем на VOR, обратый курс будет 180, а не 270? 

А где я говорил что обратный курс будет 180? Или что самолёт находится на радиале 90?

 

Моя цитата:

 

Соответственно у самолёта, летящего с курсом 125, стрелка ППДА, как бы показывает обратное направление от станции РСБН (305 - 125 = 180)

Летим на РСБН, курс 125, стрелка ППДА показывает 305. То есть значение, равное значению обратного курса.

Ведь обратный курс равен 305? (Обратный курс = курс+180 = 125+180 = 305)

По этому и было написано "как бы"

Share this post


Link to post
Share on other sites

А еще, думаю, стоит принять во внимание следующее:

1. Поскольку диаграмма направленности антены VOR представляет из себя восмерку, то на самом деле, VOR излучает не один, а два радиала.

 

Нет. Всего радиалов 360. И радиалы, скажем 45-й и 225-й (45+180=225), это разные радиалы.

post-7660-0-30000300-1374386349.jpg

 

 

2. При пролете над VOR радиал не меняется, меняется только флаг TO/FROM

При пролёте VOR радиал меняется. А флаг To/Fr сигнализирует о том, что  если хочешь попасть на заданный радиал, то разворачивайся.

Либо меняй радиал. Если требуется сохранить то же самое направление, то можно и не менять радиал, но придётся помнить, что теперь планка (левее-правее, или как там она называется) теперь работает наоборот.

 

Основное назначение VOR - привод самолёта в район наземной станции VOR с заданного направления (радиала).

VOR с увеличенной дальностью действия помогает ВС держаться на трассе (ЛЗП).

VOR c обычной дальностью действия ставится в районе аэродрома для облегчения выполнения SID и STAR.

Share this post


Link to post
Share on other sites

При пролёте VOR радиал меняется. А флаг To/Fr сигнализирует о том, что  если хочешь попасть на заданный радиал, то разворачивайся.

Либо меняй радиал. Если требуется сохранить то же самое направление, то можно и не менять радиал, но придётся помнить, что теперь планка (левее-правее, или как там она называется) теперь работает наоборот.

 

Ага, фиг там! :) Сейчас на дефолтной Цессне пролетел над Толмачёво.

Вот, прошёл над VOR, лечу дальше, с севера на юг.

post-7660-0-99243000-1374389366_thumb.jpg

 

Сигнализация переключилась с To/Fr  на To/Fr , планка указателя VOR работает нормально (отклоняюсь правее ЛЗП, она показывает "иди влево")

 

То бишь, здесь задаётся не радиал, а путевой угол (МПУ). И VOR просто меня "держит" на ЛЗП, проходящей с этим углом через него. Про радиалы, выходит, можно и не задумываться, они для теоретиков :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

А где я говорил что обратный курс будет 180? Или что самолёт находится на радиале 90?

 

Так вот же:

 

Допустим мы находимся на радиале 90 и летим прямо на VOR, то магнитный курс у нас также будет 180.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ага, фиг там!

.....

 

Сигнализация переключилась с To/Fr  на To/Fr , планка указателя VOR работает нормально (отклоняюсь левее, она вправо, показывает куда надо подвернуть)

 

То бишь, здесь задаётся не радиал, а путевой угол (МПУ). И VOR просто меня "держит" на ЛЗП, проходящей с этим углом через него. Про радиалы, выходит, можно и не задумываться, они для теоретиков :)

Во-от! Я ж свои измышления не из головы взял, а из англоязычных источников. Хотя, конечно, о радиалах можно особо не задумываться, это точно :)

Кстати, а вы в кусре, что флаг TO/FROM устанавливается не по желанию пилота, а есть вполне определенные правила, причем возможны ситуации, когда самолет летит на маяк, а флаг устанавливается FROM?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Основное назначение VOR - привод самолёта в район наземной станции VOR с заданного направления (радиала).

По этому поводу тоже есть "измышления", зацените. Но начну с РСБН, тут все понятно - карты у нас с истиными меридианами, по этому привязка к истиным меридианам тут как нельзя к стати. А вот были бы карты с магнитными меридианами, вполне естетсвенной бы выглядела привязка к магнитным меридианам. Но вот печатать такие карты (а потом перепечатывать их раз в полгода) никто не захотел, проще к истиным меридианам привязаться. У буржуев же были схемы полетов с магнитными курсами, ведь они не произвольные точки бомбили, а летали туда-сюда по устоявшимся трассам, и магнитные курсы этих полетов им по-любому приходилось переделывать. В этой ситуации при разработке системы VOR навигации как раз естественно привязать ее к магнитным меридианам для облегчения уже сложившейся системы навигации. Причем сначала пердполагалось, что VOR будет использоваться для любых полетов, а не только для привода в заданый район. Но помере того, как буржуи богатели, им оказалось проще понаставить везде VORы, чем учить своих пилотов как летать не по радиалам. Так их до сих пор и используют - для привода.

 

Как вам такое измышление?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted · Hidden by UEMJ, July 21, 2013 - No reason given
Hidden by UEMJ, July 21, 2013 - No reason given

привода в заданый район. Но помере того, как буржуи богатели, им оказалось проще понаставить везде VORы, чем учить своих пилотов как летать не по радиалам. Так их до сих пор и используют - для привода.

 

Как вам такое измышление?

Share this post


Link to post

флаг TO/FROM устанавливается не по желанию пилота, а есть вполне определенные правила, причем возможны ситуации, когда самолет летит на маяк, а флаг устанавливается FROM?

Насколько я понял, флаг To/Fr устанавливается не по желанию пилота, а, в зависимости от положения ВС относительно VOR и выбранного радиала.

 

Вот лечу в направлении VOR с сигнализацией To/Fr

post-7660-0-86058700-1374393067_thumb.jpg

 

По-видимому, To/Fr показывает мне, что разворот на выбранный мною МПУ (70 градусов) от VOR, я проскочил. Желательно развернуться на 180 (например) и ловить нужный радиал снова.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У буржуев же были схемы полетов с магнитными курсами, ведь они не произвольные точки бомбили, а летали туда-сюда по устоявшимся трассам, и магнитные курсы этих полетов им по-любому приходилось переделывать. В этой ситуации при разработке системы VOR навигации как раз естественно привязать ее к магнитным меридианам для облегчения уже сложившейся системы навигации. Причем сначала пердполагалось, что VOR будет использоваться для любых полетов, а не только для привода в заданый район. Но помере того, как буржуи богатели, им оказалось проще понаставить везде VORы, чем учить своих пилотов как летать не по радиалам. Так их до сих пор и используют - для привода.

 

Как вам такое измышление?

 

Мы тоже летали и летаем пор трассам с магнитными курсами.

 

VOR привязана к магнитному меридиану только из-за того, что в районе аэродрома, исторически, всё от магнитного меридиана, и курсы и ветер.

Второй момент, это то, что VOR система гражданская. То есть ставь её на каждом аэродроме и летай от VOR к VOR, так как гражданские летают исключительно по трассам, а трассы проходят через аэродромы. Но VOR и РСБН, это системы, прежде всего ближней навигации, поэтому дальние трассы можно особенно и не рассматривать.

При полётах в районе аэродрома VOR не просто приводит самолёты, а позволяет выполнять различные схемы (входа, выхода). Поэтому пилоты всё же знают что такое радиалы и широко их используют.

 

РСБН же, система прежде всего военная, а вояки не летают по трассам. Они летают к целям. У цели РСБН не поставишь. Отсюда обязательно наличие канала дальности и режима СРП. Имея их, мы легко попадаем в любую точку. Кроме того, РСБН, система мобильная. И ориентирование её по истинному меридиану, позволяет развернуть её в любом месте и летать в этом районе, вообще не интересуясь магнитными склонениями. Это удобнее, но и, естественно дороже и тяжелее.

Для гражданских же РСБН избыточна и дорога.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Но я так и не понял, где радиал показывает наоборот?

Посмотрел "Пример примитивной навигации на дефолтном самолёте Cessna-172"

И, как понял, там выставляется азимут на VOR. То есть, не радиал в чистом виде, а азимут. Вы это имели ввиду? Но в статье VOR используется только для фиксации пересечения нужного радиала. В этом случае можно хоть нужный азимут на VOR выставлять, хоть радиал (он будет отличаться от азимута на 180).

 

Короче нужно прибор увидеть, так ничего не скажешь :) Курс-МП, в модели Ан-24РВ Samdim, выдаёт не радиал, а направление на VOR. ПНК там создавал Степан Грицевский, а ему верить можно. Хотяяя...

В статье "VOR-навигация", на которую Вы ссылку дали, тоже задают не радиал, а (радиал - 180). Хм... Я думал наоборот надо.  :russian_ru:  Надо будет подумать и полетать...

UEMJ, а вот тут я начинаю тупить, поправьте, ежели чего :(. Разве понятия азимута и радиала не одно и тоже по сути? Я сужу по аналогии с общепринятым способом индикации углов, а именно - острый конец стрелки относительно нулевого деления ВСЕГДА показывает курсовой угол радиостанции (по фиг какой, VOR, РСБН, NDB), а тупой, соотвественно то, КУР какого маяка индицируется. (На классическом индикаторе с неподвижной шкалой ничего, кроме просто отличного на 180гр. КУР). 

1. Если это АРК и индикатор совмещён со шкалой курсов, то пеленг самолёта. Магнитный, истинный, любой, такой, какой курс индицируется. 

2. Если это VOR или РСБН( не пинайте, есть такие ПНП, в ВВС полно) и индикатор совмещён со шкалой курсов, то радиал или азимут самолёта. Магнитный, истинный, любой, такой, какой курс индицируется.

3. И самое главное что и в 1 и в 2 это всё в, принципе, ОДНО и ТОЖЕ. Просто по разному обзывается. Ну принято азимутом называть угол от истинного севера, пеленгом угол от используемого меридиана, радиалом угол от магнитного.

Прутков скали-с, как-то - "Определите понятия и Вы избавите мир от половины недоразумений"!  Так что надобно как-то точку поставить в этом вопросе ( она, конечно давно стоит), только мы чё-то путаемся время от времени :).

PS: "ПНК там создавал Степан Грицевский..." - вот как раз всё путём с VOR, если и в версии от Felisa  тоже его алгоритмы. Правда, с РСБН был косячок - вместо азимута пеленг на маяк показывала. Как компромис я добавил поправку на 180гр., а Felis изменил свой шифрованный файлик в патче. Не совсем корректно с учётом сходимости. В средних широтах на примерно 200 км по широте (вот на НЛ-10 смотрю щас :)) ошибка в 2 гр примерно. На меньших, что и надо меньше градуса. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати, а вы в кусре, что флаг TO/FROM устанавливается не по желанию пилота, а есть вполне определенные правила, причем возможны ситуации, когда самолет летит на маяк, а флаг устанавливается FROM?

Правило там до дури простое: если радиал совпадает с пеленгом VORa, то будет "TO", что вполне логично согласуется с рефлексами ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Разве понятия азимута и радиала не одно и тоже по сути?

Я сужу по аналогии с общепринятым способом индикации углов, а именно - острый конец стрелки относительно нулевого деления ВСЕГДА показывает курсовой угол радиостанции (по фиг какой, VOR, РСБН, NDB), а тупой, соотвественно то, КУР какого маяка индицируется. (На классическом индикаторе с неподвижной шкалой ничего, кроме просто отличного на 180гр. КУР). 

Азимут не обязательно магнитный бывает. Да сам термин в аэронавигации мало применяется, чаще встречается слово пеленг. Он, как и азимут, тоже может быть и магнитным и истинным.

Да, радиал и магнитный азимут, это одно и то же. И их определяют от наземной станции. Зависят они только от положения ВС относительно станции.

А КУР зависит ещё и от курса самолёта. При постоянном азимуте от станции (пеленге), курс может быть любым.

 

 

1. Если это АРК...

2. Если это VOR или РСБН...

3. И самое главное что и в 1 и в 2 это всё в, принципе, ОДНО и ТОЖЕ. Просто по разному обзывается. Ну принято азимутом называть угол от истинного севера, пеленгом угол от используемого меридиана, радиалом угол от магнитного.

 

Основное, на мой взгляд, отличие в применении АРК и VOR/РСБН в том, что всё, связанное с АРК, мы видим как бы из из самолёта. Это у нас курсы, курсовые углы и т.п.

А использование VOR/РСБН предполагает взгляд с земли. Это уже азимуты, пеленги, радиалы и пр.

И какие на приборах шкалы, это уже дело техники. С земли глядеть удобнее, просто раньше это было дороже и сложнее.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Азимут не обязательно магнитный бывает. Да сам термин в аэронавигации мало применяется, чаще встречается слово пеленг. Он, как и азимут, тоже может быть и магнитным и истинным.

Да, радиал и магнитный азимут, это одно и то же. И их определяют от наземной станции. Зависят они только от положения ВС относительно станции.

А КУР зависит ещё и от курса самолёта. При постоянном азимуте от станции (пеленге), курс может быть любым.

 

 

Основное, на мой взгляд, отличие в применении АРК и VOR/РСБН в том, что всё, связанное с АРК, мы видим как бы из из самолёта. Это у нас курсы, курсовые углы и т.п.

А использование VOR/РСБН предполагает взгляд с земли. Это уже азимуты, пеленги, радиалы и пр.

И какие на приборах шкалы, это уже дело техники. С земли глядеть удобнее, просто раньше это было дороже и сложнее.

 

Абсолютно согласен, UEMJ, с уточнением, что и VOR и РСБН дпополнительно иформируют и о курсовом угле маяка, аналоге КУР, что просто облегчает ориентирование пилоту. И очень удобно придумали совмещённые указатели. 

 

 

Но я так и не понял, где радиал показывает наоборот?...

Тут я точно тупанул :(. Точнее поторопился. Показалась непотнятка. Бегло по крафтам прошёлся. Надо просто более внимательно и правильно воспринимать показания приборов конретного крафта. Вот как раз о To-From упомянутых выше особенностях смутивших меня сейчас думаю. Но что-то смутило же, не могу сейчас вспомнить. Ищу косячок, не нахожу пока :).

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Если у прибора стрелка и планка, и стрелка показывает не направление на VOR, а именно радиал, то это логично и правильно. Точно так же ППДА показывает пеленг самолёта. То есть азимут на котором РСБН нас видит относительно себя.

Если ППДА показывает азимут 90, а мы летим прямо на станцию, то истинный курс у нас (при штиле) будет 180.

То же самое если стрелка VOR показывает радиал, а не направление на VOR. Допустим мы находимся на радиале 90 и летим прямо на VOR, то магнитный курс у нас также будет 180.

 

Отличие обеих систем от радиокомпаса именно в том, что показания их приборов на борту не зависят от курса. А это даёт дополнительные удобства и возможности.

А по мне не логично :(. Опять же, может из-за особенностей российской авиации и тем более ВВС где, повторюсь, общепринято: острый конец стрелки - направление от ЛА, тупой - всё остальное, в зависимости от маяка с которым связь.. А ППДА по другому, там стрелка азимута с одним концом :). Само собой надо учитывать реализацию прибора. Например, на варианте ПНП с вращающеся внутренней шкалой курсов и неподвижной внешней острый конец по неподвижной показывает КУР, по подвижной пеленг станции. Тупой по подвижной азимут, радиал, (пеленг самолёта) в зависимости от маяка.

С курсом 180 на радиале 90 абсолютно правы. Я тоже рисую, когда тупить начиню :).

Share this post


Link to post
Share on other sites

А по мне не логично :(. Опять же, может из-за особенностей российской авиации и тем более ВВС где, повторюсь, общепринято: острый конец стрелки - направление от ЛА, тупой - всё остальное, в зависимости от маяка с которым связь.. А ППДА по другому, там стрелка азимута с одним концом :)

 

Очень даже логично. Штурман смотрит на карту, на ней нанесена станция РСБН. Смотрит на ППДА и видит азимут. Прикладывает транспортир и проводит линию такого же азимута от станции РСБН. Затем расстояние. Всё относительно земли. 

И российская авиация и ВВС тут ничем не выделяются. На современных лайнерах пилоты тоже своё место видят относительно земной поверхности и её ориентиров. Разве что не работают с картой, но с ней и так, мало кто уже работает. Для РСБН достаточно цифры с собой готовые возить.

 

Cтрелка на маяк, это давно уже прошлый, извините, век :) Стрелка на маяк помогает в районе аэродрома, когда коробочку крутишь, ну или вовсе заблудился. А в полёте по сложному маршруту она только запутает. Ну увидели Вы маяк, стрелка вправо 50. Что бы узнать своё положение относительно маяка, Вам тут же надо курс свой смотреть, а курс у Вас с поправкой на ветер, а магнитное склонение... И понеслось, поехало.

А если расстояние до маяка большое, да где-нибудь в Заполярье, то и схождение меридианов ещё придётся учитывать :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

 острый конец стрелки - направление от ЛА, тупой - всё остальное, в зависимости от маяка с которым связь..

Мне думается что нет приборов со стрелкой (круговой), которые радиал показывают. Ну или теперь уже нет. Все показывают направление на VOR. А с радиалом работает вертикальная планка.

Я же сразу говорил, что по VOR практически не летал, только попробовал пару раз, для общего ознакомления, а Вы вопросы задаёте как профессионалу :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

UEMJ, судя по Вашим сообщением Вы прекрасно ориентируетесь в этой области. Не прибедняйтесь :). Полёт по VOR ничем не отличается от полёта по РСБН в смысле выдерживания направления.  Насчёт приборов, конечно, трудно судить только по крафтам из сима, Но тут как бы иначе и не получится если указатель углов и курса совмещённый. На нём автоматом всё покажется :)

На карте положение ЛА отн. VOR маяка.

На рис 1 острый конец показывает КУР 20 (примерно, опускать буду), тупой фигню какую-то.

На рис 2 имитируем вращающуюся шкалу курсов. Магнитный 39. Теперь острый конец показывает МПР 60, тупой МПС 240, то биш радиал. 

На рис 3 меняем курс на 90. Острый показывает КУР 330 (20-50+360). Тупой какую-то фигню.

На рис 4 имитируем вращающуюся шкалу курсов. Магнитный 90. Теперь острый конец показывает МПР 60, тупой МПС 240, то биш радиал. Если в этом случае представить внешнюю неподвижную шкалу по ней острый конец покажет 330 КУР, как и на рис 1. 

Удобно :). Заметьте справа ППДА. Исправно кажет азмут с поправкой на 7 гр. склонения. Я их ставлю вместе где VOR. Для удобства. Один фиг их нет...:(

post-72076-0-37424700-1374413374_thumb.jpg

post-72076-0-43158900-1374413384_thumb.jpg

post-72076-0-14260200-1374413393_thumb.jpg

post-72076-0-67203700-1374413426_thumb.jpg

post-72076-0-30944900-1374413438_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Модераторы, простите, не коплю сообщения, просто разделить надо :(.

 

Тоже, но с более продвинутым буржуйским в отношении Ан-24. Примерно так и наши ПНП индицируют (примерно). Вот что нравится в некоторых крафтах так это силуэт ЛА на стрелке. Он и кажет где именно радиал, а где направление на маяк.

post-72076-0-11387500-1374416153_thumb.jpg

post-72076-0-12915100-1374416164_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

То есть, как шкалы не крути, стрелка всегда показывает КУР наземной станции VOR.

А текущий радиал высвечивается лишь на некоторых продвинутых буржуйских типах. Примерно как азимут на ППДА в Ан-24. Так?

 

Ну а шкалы на УШ я никогда не крутил. Ой вру, как то крутил у побережья Чили, вводил магнитное склонение, ибо летел по истинным курсам в показательных целях. Что бы не отвлекать читателей репортажа от сути, потому что речь тогда шла об учёте ветра.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Правило там до дури простое: если радиал совпадает с пеленгом VORa, то будет "TO", что вполне логично согласуется с рефлексами ;)

Действительно просто. Правда, не сработает, если на самолете нечем VOR пеленговать. А VOR навигация и в этом случае работает ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

То есть, как шкалы не крути, стрелка всегда показывает КУР наземной станции VOR.

А текущий радиал высвечивается лишь на некоторых продвинутых буржуйских типах. Примерно как азимут на ППДА в Ан-24. Так?

 

Совершенно верно, UEMJ! С уточнением - острый конец стрелки и не только VOR, любой. КУР=Азимут(пеленг, радиал и .т.д.) - Курс +360. Общее выражение. Либо визуально качественно либо по неподвижной шкале количественно. От реализации прибора зависит. Ну и я бы не сказал, что на некоторых. Просто на некоторых удачно сделано. Париться не надо :). На знакомых мне, например, по ВВС тупой азимутально-куровский конец стрели был с кружочком :). Приборы типа ПНП-72.

 

 

 

Ну а шкалы на УШ я никогда не крутил. Ой вру, как то крутил у побережья Чили, вводил магнитное склонение, ибо летел по истинным курсам в показательных целях. Что бы не отвлекать читателей репортажа от сути, потому что речь тогда шла об учёте ветра.

 

На каком аэроплане летели, что у него как у Ан-24 нужно крутить шкалу руками?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Во-от! Я ж свои измышления не из головы взял, а из англоязычных источников. Хотя, конечно, о радиалах можно особо не задумываться, это точно :)

Кстати, а вы в кусре, что флаг TO/FROM устанавливается не по желанию пилота, а есть вполне определенные правила, причем возможны ситуации, когда самолет летит на маяк, а флаг устанавливается FROM?

А я не врубаюсь :(. Как так? В смысле ни что не по желанию пилота, а что красным.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 не сработает, если на самолете нечем VOR пеленговать. А VOR навигация и в этом случае работает

Вы уж определитесь как-нибудь - или нечем,  или работает. Ибо пеленгатором ваша NAV станция и является в данном случае.

Share this post


Link to post
Share on other sites

На каком аэроплане летели, что у него как у Ан-24 нужно крутить шкалу руками?

На Ан-24 и летел :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...