Jump to content
Stetter

Дискуссии о теории

Recommended Posts

6 часов назад, bocman пишет:

Кто-нибудь знает для чего Бенджамин Бриттен написал интерлюдию для арфы в до-бемоль мажоре? В си-мажоре звучать будет по-другому что ли?

Да вообще непонятно. Прямо фашизм какой-то.

Думаю, что это попытка казаться не таким, как все. Хотя пять диезов или семь бемолей при ключе — не ахти какая разница.

Другая версия — «чтобы всякое говно не лезло в музыканты». Это не переход на персоналии, а возможный ход мыслей композитора.

Меня больше терзает вопрос, зачем вообще писать в си мажоре со множеством чёрных клавиш, когда рядом, всего в полутоне есть замечательная тональность до мажор. Абсолютники уверяют, что тональность играет важную роль, так как якобы влияет на общий окрас музыки. Но в тупик их можно поставить очень простым вопросом: а как быть со всей музыкой времён Моцарта, Гайдна, Бетховена, если с тех пор звукоряд повысился на целый тон (а то и на полтора), а с развитием электроники последним гвоздём в крышку гроба моцартовского звукоряда стало приведение частот опорной ноты «ля» к круглым числам (220, 440, 880 Гц и т.д.)? И как быть с переложениями произведений для других инструментов с ограниченными возможностями — например, переложением какой-нить фортепианной пьесы для гитары, когда приходится менять тональность?

Кстати, Лёха, а тебе, джазовому барабанщику, не один ли хер? Ты же на литаврах не играешь...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Олег, что бы ни говорили абсолютники, я твердо убежден, что окрас произведения перестал зависеть от тональности с начала применения равномерной темперации. Бетховен сам настраивал инструмент, чтобы добиться благозвучия терций на конкретном инструменте в конкретной тональности конкретного произведения.

Исключения из моей практики составляют хреновые баяны/аккордеон с "уплывшей" настройкой, где по-разному звучат унисоны и, главное, есть заметно резонирующие с декой/камерами резонаторов тоны.

Мне просто стало интересно: композиторский выпендреж ли это или есть какой-то неочевидный смысл.

При переложение для гитары проблемы с транспонированием отлично решает  каподастр.

Никакой я не джазовый барабанщик, а простой любитель, иногда для удовольствия играющий с профессионалами. Хотя, тональность мне действительно "по барабану". 

Вместо литавр у нас применяется не заглушенный большой барабан из духового оркестра.:crazy:

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 19.02.2018 в 17:50, bocman пишет:

При переложение для гитары проблемы с транспонированием отлично решает  каподастр.

К вопросу о струнных, изучал тут вопрос по банджо - в Питере беда вообще, даже уроки брать не у кого.

2-3 человека на весь город, и те нарасхват, или не очень хотят, если 5-струнное, к примеру...

Иди, мол, покупай 4х-струнное, а ежели не хочешь классическое - ну, ладно, подумаю...

Я же не собираюсь Ершова в Ленинградском диксиленде заменять.

Удивительно - в Питере НЕТ ШКОЛЫ БАНДЖО!

В Москве - завались... про качество не знаю - но там учат.

Не хочу укулеле. 

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 19.02.2018 в 17:50, bocman пишет:

 что бы ни говорили абсолютники, я твердо убежден, что окрас произведения перестал зависеть от тональности с начала применения равномерной темперации.

Лёшенька, прости, что возражаю с опозданием, когда ты уже не в силах продолжить разговор, но наткнулась на твою мысль только сейчас. Прости, дружочек, что всё так скверно. Прости!

Несомненно, ты слишком упростил ход музыкальной мысли в трёх важных аспектах.

Во-первых, транспонирование даже в рамках равномерно темперированного строя вовсе не «бесплатная» операция, гладко сходящая с рук. Чтобы наглядно убедиться в этом, транспонируй что-нибудь (не важно что) полутонов этак... на шестьдесят вверх или вниз! Чувствуешь, куда я гну?

Барабанные перепонки имеют вполне определённые среднестатистические размер, форму, толщину и модуль Юнга с вытекающими из них частотными характеристиками. Эти параметры задают ИМЕННО АБСОЛЮТНУЮ точку отсчёта частот, которая (и только она) не позволит тебе транспонировать пьесу на пять октав без фатального искажения смысла произведения.

Транспонирование на меньшие интервалы будет более гладким, но тоже заметным. А дальше всё определяется остротой эстетического восприятия: заметит ли человек, что тональность «съехала», например, на полтона вверх или вниз, зависит от алертности психики этого человека и, скорее всего, от изрядного числа других факторов, выискивать которые сейчас не совсем уместно. Отмечу особо лишь чувство меры, вкус. Они влияют на выбор тональности радикально.

Во-вторых, любой инструмент тоже имеет характерные размеры, материалы и т.п. Здесь та же история, что и с барабанными перепонками. Роялю вовсе не безразлично, в какой тональности звучать! Генератору синусоидальных колебаний — да, maybe, но роялю — однозначно нет! Динамикам — тоже нет! И даже усилителю — тоже нет: на разных частотах у него разные нелинейные искажения.

К слову, акустика — вообще чёртова область. Ничего простого в ней нет, поэтому представления о равномерной темперации — это упрощение, граничащее иногда с ПЕРЕупрощением вопроса.

В-третьих, исполняя (а равно и сочиняя или анализируя) произведение, музыкант или композитор всегда «поёт»: его голосовые связки ходят ходуном, даже если слышимого вокала нет. Здесь вновь — в который раз — вылезают собственные (резонансные) частоты. Тебе же не абсолютно всё равно, в какой тональности петь? В действительности абсолютно НЕ всё равно. Хотя некоторые возможности для варьирования частот Природа нам всё же подарила.

Композитор пишет вещь под свой голос и под свои барабанные перепонки.

 

В 19.02.2018 в 17:50, bocman пишет:

Исключения из моей практики составляют хреновые баяны/аккордеон с "уплывшей" настройкой, где по-разному звучат унисоны и, главное, есть заметно резонирующие с декой/камерами резонаторов тоны.

Вот-вот, именно!

А теперь подумай о том, что НЕ хреновых инструментов в природе не бывает вообще. Все несовершенны. Ловит ли слух это несовершенство — вопрос лишь дерьмовости слуха. Одним примерно пофиг, в какой тональности слушать вещь (если изменять тональность на небольшие интервалы), другим — нет. Я говорю не про абсолютный слух, а про чувство меры.

 

В 19.02.2018 в 17:50, bocman пишет:

При переложение для гитары проблемы с транспонированием отлично решает  каподастр.

Ага, «отлично»! :-))

Загони эту струбцину куда-нить  на двенадцатый лад — и будет тебе «отлично». Смекаешь вновь, к чему я систематически клоню? Гитара реагирует даже на полтона. Ты ведь прекрасно знаешь, что двух одинаковых гитар на свете нет, а это имеет самое прямое отношение к вопросу о «небесплатности» применения скордатур.

Короче, опять всё тот же вопрос размеров и материалов (т.е. собственных частот, тембра инструмента), а также алертности и вкуса человека.

P.S. Мой слух не абсолютен, хотя тональность, тон могу носить, сохранять довольно лолго. Развитость способности «носить» (воспроизводить по прошествии времени) заданный тон тоже, возможно, имеет отношение к вопросу о чувствительности к изменению тональности, в которой исполняется вещь. Тем, кто теряет тон быстро, пофиг, в какой тональности звучит пьеса, а «долгоносикам» пофиг в несколько меньшей степени. Это — гипотеза экспромтом по материалам твоего сообщения. Экспериментально не проверяла и даже методики проверки себе отчётливо пока не представляю.

Всё. Может быть, ещё встретимся, но вряд ли: мне-то дорога начертана в Ад.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 08.01.2019 в 09:43, Letter пишет:

Всё. Может быть, ещё встретимся, но вряд ли: мне-то дорога начертана в Ад.

Ну, ладно, и я с тобой...

 

Edited by McGordon
  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...